Со времен установления системы упрощенного налогообложения, сотни тысяч граждан Украины занимаются предпринимательской деятельностью, что дает им возможность в условиях фактической безработицы иметь хоть какой доход. Со временем система частных предпринимателей начала активно использоваться большими и средними бизнесами для уклонения от налогов. Такая практика действующим проектом кодекса фактически прекращается. Усложняется жизнь и частным предпринимателям, которые используют наемную рабочую силу, но можно ли считать частным предпринимателем физическое лицо, на которого работают другие люди? С точки зрения экономической теории нельзя: если предприниматель использует наемную рабочую силу, то он должен нести социальную ответственность за нее не только в период работы, но и в будущем, в виде уплаты взносов в пенсионный и другие фонды.

Дефицит пенсионного фонда (и, как результат, несправедливо низкие пенсии) во многом обусловлены тем, что, используя механизм упрощенного налогообложения, в Украине по доброй половине доходов работающих не платятся взносы в пенсионный фонд. Для частных предпринимателей, использующих только свою рабочую силу, практически ничего не меняется, кроме повышения единого налога. Но если вспомнить, что ставка 200 грн. в месяц, была принята в 2000 году, то покупательная способность 600 грн. в 2010 примерно адекватна, поэтому речь может идти не о повышении ставки единого налога, а о его индексации.

Конечно, можно понять многих частных предпринимателей, которые не хотят ничего менять в своей деятельности, но, анализируя ограничения кодекса для частных предпринимателей, можно сделать вывод, что к акциям недовольства приложили руку крупные и средние предприятия, которые использовали механизм упрощенного налогообложения для уклонения от уплаты налогов.